service_193 (service_193) wrote,
service_193
service_193

Валидол от пули в лоб (с)

История развивается по спирали, и это заметно даже в рамках моей короткой и не особо насыщенной профессиональной карьеры. В конце девяностых автовладельцы и большинство автомехаников смотрели на электронные системы впрыска, как на диво дивное и чудо чудное. Дескать, кто ж его знает, что там эта шайтан-машина думает в своих мозгах электронных, и как это соотносится с привычным и незатейливым «бензин+воздух+искра».

Вот, говорили они, есть на свете компьютер диагностический – он, сказывают, сам говорит, что в машине не так, и что надо чинить. А если хороший компьютер – то и починит сам, надо только знать, какую кнопочку нажать. От того не в большом почете были диагносты в робах да с грязными руками – очевидно же, что компьютер у них плохой, вот и вынуждены сами гайки крутить, вот и пачкаются. А компьютер плохой, потому что жлобы и жадины. А раз так – то и клиента обдерут как липку, и глазом не моргнут. Ох уж эти акулы частного капитала. Вот этот, ну ты посмотри, как хищно щурится! Комбез грязный, глаза жадные, ууу, рвач!

Времени с тех пор утекло – двадцать с лишним лет. Микропроцессор теперь – в каждом утюге, да еще и с выходом в Интернет («интернет вещей» называется), а как электроника работает – так до сих пор никто толком и не понимает, включая самих разработчиков. Кто не знает, сообщу страшную профессиональную тайну. Одна из самых устойчивых речевых конструкций в повседневном обиходе программистов – «ну я попробовал, оно как-то работает», и этот факт уже достаточен для того, чтобы на 94% осознавать степень проработанности любого программного обеспечения, применяемого в любой области.

Ну да мы не об этом. Ввиду сложившейся ситуации – люди у нас теперь привыкли, что едва ли не любую проблему можно решить изменением настроек в софте или сменой прошивки. Спасибо за это, в первую очередь, конечно же Android-телефонам и планшетам. Автомобильная сфера не стала исключением, и даже на сверхпрофессиональных диагностических форумах не редкость, когда убеленный сединами диагност, который вроде бы уже без всякого осциллографа видит форму электрического сигнала на форсунках, предлагает решить проблему заменой прошивки – хотя вот до этого сто тысяч километров машина ездила без всяких проблем. Откуда проблема вдруг взялась – не озвучивается.
Что до меня – то катарсис у меня наступил, когда один коллега, глядя на мои мучения с дико беднящим Опелем и ошибкой P0171, спросил, меняется ли ситуация, если удалить ошибку. Если кто не в курсе – ошибку эту формирует блок управления, когда его возможности по коррекции топливовоздушной смеси уже исчерпаны, а смесь упорно не становится достаточно богатой. Как правило, происходит это из-за подсоса воздуха, «чудящего» лямбда-зонда или расходомера воздуха. В любом случае, ошибка эта – чистой воды следствие, и удаление ее принесет ровно столько же пользы, сколько вынесенный в заголовок медикамент от вынесенного в заголовок же недуга. Я, слесарь первого разряда, это знаю. Но, как оказалось, далеко не все из коллег знают это настолько же отчетливо. Вторым ударом, контрольным, оказался случай, когда ошибку подушки по разомкнутому контакту в «улитке» (предположительно) попытались удалить с помощью стирания ошибок. Хотя я и верю в высокие технологии, но моей веры явно недостаточно, чтобы нарисовать в воображении себе блок управления, который по команде от сканера достает паяльник и идет самостоятельно запаивать порванный провод. Хотя, соглашусь, идея хорошая, и граничит с искусственным интеллектом – про который теперь говорят ничуть не меньше, чем про интернет вещей, уже упомянутый ранее.

К чему я все это? Во-первых, конечно, чтобы сказать, что все дураки и не лечатся, а один я умный и в белом пальто стою красиво. Это, кстати, и есть настоящая цель ведения любого блога, статьи в котором никем не оплачиваются. Не скрою, хотел бы изменить этот факт и стать продажным высокооплачиваемым блогером, но пока предложений не поступало. А значит – да, я один из самых умных, которые знают, как надо. Но все же – это не единственная мысль, которую я бы хотел донести.

Моя мечта, как человека, который не только крутит гайки, но и немного взаимодействует с клиентами – это чтобы клиенты четко представляли себе, что и зачем делается с их автомобилем. Потому что так гораздо проще объяснить, что происходит и почему денег именно столько. Человек, плохо представляющий устройство автомобиля, вынужден ориентироваться только на личное впечатление (нравится/не нравится ему рожа этого хмыря с гаечным ключом), ну и на субъективные факторы типа «столько бабок ввалил, а машина ездит точно так же, как ездила» и «зачем этот антифриз менять? Ни разу не слышал, чтоб его меняли».

А вот как добиться этого – очень большой вопрос. Еще одну книгу «как устроен автомобиль» никто и покупать не будет, равно как и гуглить статьи на эту тему. Да и переполненный похожими темами ютуб мало кто изучает, на самом деле, кроме тех, кто обычно это более-менее знает и так. Мечтать – так уж мечтать. Что до меня – так я бы заменил в школах предметы типа ОБЖ – устройством автомобиля. Потому что, как ни давно все это было, а, например, лицо своего преподавателя ОБЖ я помню – равно как и общие рекомендации по спасению от сильнодействующих ядовитых веществ. Так что, глядишь, и нынешние школьники через десять лет, глядя в честные глаза приемщика, догадались бы, что не существует крестовины коленчатого вала, и строчка по ее замене в заказ-наряде – такая себе благовидная инкарнация старорежимной строчке «прокатило – 10000 рублей».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments