service_193 (service_193) wrote,
service_193
service_193

«Работает, только заправить надо!» (с)

Фраза, вынесенная в заголовок, если кто не знает – стандартна для объявлений о продаже подержанных автомобилей. Вот чего продавцы не делают – так это не уточняют, что заправить обычно надо не только фреоном, но еще и новым радиатором, трубками, а то и компрессором. Попробуем классифицировать кондиционерные проблемы и распедалить по полочкам.

Устройство кондиционера

Вообще-то, примем за данность, кондиционер – штука непростая. Там физика, термодинамика, циклы какие-то, и вообще умных слов целая гора. Мы, в отличие от кондиционера, люди простые, поэтому расскажем на пальцах. Есть замкнутый контур, в котором гоняется фреон (а также небольшое количество масла – оно смешано с фреоном). Давление создает компрессор кондиционера. В этом же контуре есть два радиатора. Один в салоне, он при работе кондиционера охлаждается и вентилятор климатической системы гонит от него холодный воздух в салон. Второй – рядом с радиатором охлаждения двигателя. Он при работе нагревается, и его надо охлаждать – набегающим потоком воздуха и/или вентилятором системы охлаждения. Еще есть осушитель и терморегуляционный вентиль, но это уже сложности, которые не так важны в обсуждаемом контексте.

Компрессор кондиционера приводится в движение ремнем навесного оборудования (ака «ремень генератора»). Работать он должен не постоянно, а периодически. Накачал давление до какого-то верхнего порога, дождался, пока оно упало до некоей минимальной величины, включился снова, накачал до максимума, и далее по кругу.

Для включения/выключения компрессора на его шкиве ставится муфта, которая может размыкаться – тогда шкив крутится, а компрессор – нет. Включение-выключение муфты - электронное. Блок управления смотрит на показания датчика давления в системе и управляет муфтой.

Это, если сильно сокращенно, и есть устройство кондиционера. Важно понимать, что он устроен так на всех автомобилях, и никаких особенных исключений нет. Важно также понимать, что классический вопрос «у тебя кондиционер или климат-контроль?» в постановке своей трагически некорректен, вынуждая отвечающего делать отступление на тему устройства автомобиля. Суть отступления в том, что климат-контроль – это обвязка уже вокруг печки и кондиционера, дающая возможность водителю не выбирать самостоятельно температуру, интенсивность и направления воздушных потоков, поступающих в салон, а только лишь задать желаемую температуру – а дальше, исходя из температур на улице и в салоне, а также из солнечности дня и еще ряда параметров, система сама решит – насколько теплым воздухом, насколько сильно и куда надо дуть – и надо ли при этом включать кондиционер, или и так все прекрасно получится.

Неисправности

Мир мастера-кондиционерщика по-своему забавен, насколько я могу судить по наиболее часто задаваемым вопросам. Основная масса клиентов проходит по стандартному маршруту. Сначала он приезжает только заправить. Ему надо объяснить, что только заправка, скорее всего, не решит проблему, так как просто так фреон не уходит, и в системе наверняка есть утечка, так что заправленный фреон очень скоро уйдет. А кроме того, не работать он может не только из-за фреона, но и по другим причинам. В общем, такая типичная подводка к необходимости диагностики.

Собственно, поломки могут быть с любым из элементов, перечисленных в предыдущем разделе. Главное и наиболее частое – это «дырки» в системе, через которые уходит фреон. Чаще всего «гниет» от реагентов радиатор кондиционера и другие элементы, подверженные попаданию этих самых реагентов. Бывает так, что начинают «травить» уплотнительные резинки. Впрочем, и от других «травящих» элементов никто не застрахован. Все утечки ищутся примерно одинаково. Совсем большие обнаруживаются по шипению при попытке закачать что-то в систему или по повышению давления при вакуумировании системы (это когда из системы просто откачивается воздух до определенного пониженного давления, а дальше просто смотрится, растет в системе давление, или нет), поменьше – с помощью течеискателя или, по-простому, мыльной пены. При совсем маленьких утечках в кондиционер закачивается полноценная доза фреона с УФ-красителем, и клиент отпускается на неделю-другую штатной эксплуатации. По прошествии этого времени – подкапотной изучается на предмет следов утечек, «светящихся» при определенных условиях. В "домашних условиях" утечка еще диагностируется по характерному масляному пятну на соответствующей трубке или радиаторе (за апдейт спасибо камраду napalmv8).

Другой частой проблемой является проводка – она на многих машинах тоже служит в сложных условиях, забрасываемая грязью с дороги. Не говоря уже о проблемах, когда трогали жгут проводки при других работах, и закрепили его обратно нештатно, так, что он перетерся, перегнулся или иным способом повредился.

А вот достаточно редкой и дорогой неисправностью является выход из строя компрессора кондиционера, осушителя или терморегуляционного вентиля (ТРВ). В этих случаях остается только плакать, но отдавать деньги – правда, учитывая стоимость, надо, чтобы мастер четко гарантировал результативность замены или хотя бы явно декларировал «нет, я не уверен, что проблема в этом, но вариантов у меня нет». Иначе будут классические качели – «не помогло, но стало ЗНАЧИТЕЛЬНО лучше, вот разве вы не видите?».

Оборудование

Вообще, сейчас все используют какую-то сильно умную установку, которая подключается к штуцерам системы, потом ей задают марку-модель машины, и она сама решает, что из системы высосать, что туда закачать, в каком количестве, и как с этим быть. Жаль, она диагностировать сама не умеет и хлестко материться – целиком бы заменила собой мастера, возможно, даже превзойдя его в этом умении.

Но вообще-то, отсутствие установки тоже не беда – был бы мастер, осознающий свои действия. Один из лучших знакомых мне кондиционерщиков (он же и электрик-диагност) использует «установку» из двух баллонов, а также системы шлангов и манометров, установленных на тележку из супермаркета (достоверно не знаю, но для полноты картины тележка, конечно, должна быть украденной), и весьма прекрасно себя чувствует, обеспечивая грамотный и осознанный ремонт систем кондиционирования. Единственное, чего ему не позволяет эта установка – это выкачать и сохранить фреон из системы – выпускать фреон приходится прямо в атмосферу.

Так что, резюмируя наш короткий мануал, скажу так – если вы думаете, что вам «только заправить» - то с вероятностью 90%, вам не только заправить, но еще и найти утечку. Ищите грамотных мастеров, не пренебрегайте диагностикой и наслаждайтесь прохладой в салоне. С любовью, Ваш давно уже не крутивший гайки автомеханик-любитель. До новых встреч!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments