service_193 (service_193) wrote,
service_193
service_193

Куда уходит масло

Очередная публикация по мотивам часто задаваемых вопросов. Все мы тут донельзя продвинутые и на вопросы только фыркаем пренебрежительно - дескать, известно, куда уходит, совершенно очевидно же. Меж тем - совсем неочевидно тем, кто не привязан к авторемонту. Поэтому - очередной срыв покровов с известных фактов.


Итак, изначальный симптом - уменьшение уровня масла в картере со временем.
Сразу разделим: масло может или утекать из-за неплотностей, или попадать в камеру сгорания и выгорать там. Это несколько разные ситуации, требующие разных решений. О них мы расскажем ниже, а пока хотелось бы уточнить разницу терминов. Есть уровень масла в картере - то есть, общее количество масла в системе смазки. В принципе, даже если его мало - пока масляный насос не стал "хватать" воздух, существенных проблем с двигателем не возникнет, если не считать температуры масла. А есть давление масла - и если его не хватает (для водителя это выглядит как мигающая или постоянно горящая красная "масленка") - это уже ситуация, приводящая к катастрофическому износу двигателя, и тут лучше незамедлительно остановиться, заглушить двигатель и доставить автомобиль к месту разбирательства и диагностики.

Так вот, ситуация "низкий уровень масла" со временем запросто может привести к ситуации "недостаточное давление масла". Чтобы этого избежать, лучше не затягивать с устранением причин расхода масла. А почему это бывает - об этом и рассказано ниже.

Утечка масла

Утечка масла диагностируется просто визуальным осмотром. Где на моторе есть жирные масляные подтеки - там оно и утекает. Здесь надо сразу оговориться - даже очень маленькое количество масла умеет очень тонко распределиться по очень большой площади. В итоге даже минимальная утечка на уровне 50 мл на 1000 км пробега может выглядеть как катастрофа и повод немедленно капиталить мотор, хотя на самом деле ситуация вполне штатная и немедленной реакции не требующая.

Мест, где масло может утекать, в моторе не так уж много. Плюс-минус, в зависимости от конкретного двигателя, это могут быть: прокладка клапанной крышки, сальники коленвала (задний и передний), прокладка поддона картера, прокладка передней крышки (крышки цепи).

Все они могут течь по двум причинам: либо это просто износ (так, например, прокладка клапанной крышки - болезнь мотора A16XER на автомобилях Opel Astra и Chevrolet Cruze), либо повышенное давление картерных газов из-за неисправностей цилиндро-поршневой группы ("кольца залегли") или системы вентиляции картера. Сама по себе утечка, так или иначе, потребует замены уплотнения, будь то прокладка или герметик, а во втором случае - еще и устранения причины.

Угар масла

Угар, например - это когда масло попадает в камеру сгорания. Там оно частично сгорает вместе с бензином, а потом все это попадает на катализатор и сильно препятствует его нормальной работе. Причин для такого поведения еще меньше, чем для простой утечки. Маслу в камеру сгорания всего два пути - либо через маслосъемные колпачки на клапанах, либо через маслосъемные кольца поршней.

Эти две причины довольно легко диагностируются по состоянию свечей. Наличие на резьбе масла (при отсутствии утечки масла по прокладке клапанной крышки) - свидетельство наличия проблем с маслосъемными колпачками. Порции масла, стекающие по стержню клапана, пульсациями давления буквально "вбивает" в свечную резьбу.

Вот так выглядит масло на резьбе - совершенно не страшно:



Немного подробнее о том, откуда оно берется "наверху" камеры сгорания. Там у нас находятся клапаны. Клапан - это "тарелка" на длинном стержне. Стержень ходит вверх-вниз в направляющей втулке. Сверху втулки установлен колпачок, задача которого - уплотнять стержень и не пропускать масло вниз, в камеру сгорания. Вот при износе этих колпачков они перестают справляться со своей задачей и пропускают масло. На фотографии более-менее наглядно все это изображено. Колпачок - синенький:



Наличие же характерного "пушистого" нагара на боковом электроде свечи говорит о попадании масла в камеру сгорания через маслосъемное кольцо. Собственно, "пушистый нагар" - и есть остаток сгоревшего масла на свече. Примерно так это выглядит:



Чем больше масла пропускает и чем дольше машина ездит с такой проблемой - тем больше нагара образуется на свече.

Для ясности: поршень в цилиндре имеет два уплотняющих (т.н. "компрессионных") кольца, а под ними - одно маслосъемное. Оно предназначено для того, чтобы при ходе поршня вниз снимать масло со стенок цилиндра, как раз не допуская его сгорания. Когда оно перестает справляться со своими обязанностями - масло начинает угорать.

Вот так выглядят кольца на цилиндре:



Что очень характерно, "залегшие" маслосъемные кольца обычно сопровождаются проблемами и с компрессионными кольцами. Оные проблемы приводят к повышенному пропусканию отработавших газов в картер. А это, в свою очередь, приводит к повышенному давлению картерных газов и утечке масла через не выдержавшие уплотнения.

А свеча в цилиндре, где масло не горит, выглядит примерно так:



Что же теперь делать?

А, собственно, ничего. Главное - понимать, что повышенный расход масла (более 1 литра на 10000 км пробега) - не "пофиг, дольем", а повод разбираться с проблемой. Хотя, конечно, доездить до следующего ТО можно и без разбирательств - главное, донести сервису сам факт расхода. И желательно, сопроводить его мало-мальски внятным описанием проблемы. Не "я проверил масло, а его мало", а "За тысячу километром съедается от MAX до MIN", например.

Впрочем, это личное мнение. Кому дешевле лить масло, как бензин - те имеют полное право со мной не соглашаться. Тем не менее, мое мнение высказано. Всего вам доброго! (с)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments