service_193 (service_193) wrote,
service_193
service_193

Назад, к надежности?

Тут вот LADA объявила о доработке двигателей. Теперь на них есть проточки под клапана. При обрыве ремня ГРМ клапана, двигаясь навстречу поршню, не ударятся в него. То есть, обрыв ремня ГРМ не приведет к катастрофическим последствиям для двигателя. Вообще-то, это скорее шаг назад - на современных двигателях от такого решения отказались давно, потому что ремень надо менять вовремя. И я было уже хотел поехидничать, но потом подумал и немного поменял точку зрения. Кому интересно - под катом объяснение как технических деталей, так и занятой позиции.




Техническая составляющая

Начнем по традиции от печки. На картинке схематично приведен двигатель в разрезе.



Там, где поршень находится в верхней мертвой точке (два центральных цилиндра), клапаны закрыты. Клапаны открываются либо на такте впуска (четвертый, самый правый цилиндр), либо на такте выпуска (первый, самый левый цилиндр). И в первом, и в четвертом цилиндре к моменту подхода поршня в ВМТ клапана закроются.

Большинство современных моторов сделаны так, что когда поршень находится в ВМТ, клапанам просто некуда открываться. Им это, в общем-то, и не требуется. Клапана открываются с помощью распределительного вала. Весь этот набор железяк, обеспечивающий открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов, имеет название "газораспределительный механизм" - сокращенно ГРМ. Распределительный вал приводится в движение от коленчатого вала, и передаточное число подобрано такое, что гарантируется четкое соответствие положений поршней и клапанов. Приводится распределительный вал в движение через ремень, цепь или набор шестерен от коленчатого вала. Это называется "привод ГРМ" в общем случае, и "ремень ГРМ", "цепь ГРМ", "шестерни ГРМ" в каждом из конкретных случаев. Шестерни, правда, применяются на совсем уж архаичных двигателях типа ЗМЗ-402, и их мы рассматривать не будем - встретить сейчас машины с таким мотором довольно проблематично, а если и встретить - так ее владелец, как правило, любой сервис переплюнет в знаниях и умениях по обслуживанию этого чугуниевого монстра.



Так вот. Так уж исторически повелось, что производитель автомобиля не регламентирует сроки замены цепи. Что в целом логично - она железная, прочная и в масле (в общем случае, так-то есть варианты по степени железности и прочности - в зависимости от конкретного мотора). А главное - в большинстве случаев изношенная цепь достаточно громко заявит о себе грохотом, особенно в переходных режимах типа сброса газа, и если владелец не совсем уж пофигист, то хотя бы озаботится узнать о причинах такого шума.

Не так с ремнем ГРМ. Он, зараза такая, бесшумный. Поэтому о его критическом износе владелец узнает, как правило, уже по факту обрыва - когда случается "бумс", и с тех пор машина не заводится. Природа "бумса" как раз связана с "теснотой" камеры сгорания. Получается так - ремень оборвался, распредвал застыл в таком положении, когда хотя бы в одном цилиндре хотя бы один клапан открыт. При этом коленвал продолжает вращаться, и поршни по очереди устремляются в ВМТ. И вот один из поршней ударяется о клапан. Как правило, удар достаточно сильный, чтобы загнуть стержень клапана. Выглядят они после этого плюс-минус так:



Больше картинок можно нагуглить по запросу "обрыв ремня ГРМ", а мы сейчас не об этом.

Чтобы избежать таких вот проблем, производители моторов жестко регламентируют замену ремня ГРМ. Характерная цифра - 60 тысяч километров пробега или 5 лет. Особо знающие свой народ производители вообще перестраховываются, и конструируют моторы так, чтобы даже при обрыве ремня поршень и клапан гарантированно не "встречались". Именно для этого делаются проточки в днище поршня, которые и показаны в правой части самой первой картинки. А поршни такие за это и называют "безвтыковыми".

Однако наличие таких выточек приводит к меньшей эффективности сгорания смеси. Как именно он это делает - я не углублялся, взяв этот тезис за аксиому (в данном случае). Соответственно, при проектировании новых моторов было сказано: ремень надо менять по регламенту, а нам эффективность работы двигателей приоритетнее. И от выточек отказались. В том числе, так происходило и на ВАЗе - потому что на "восьмерочных" моторах обрыв ремня ГРМ к встрече поршней и клапанов не приводил. И сейчас ВАЗ решил вернуться обратно к этой схеме. Что в чисто техническом смысле является деградацией, зато организационно знаменует собой новый шаг.

Организационное значение "безвтыковых" поршней

Здесь пришел момент включить то, что в лурке называется СПГС - синдром поиска глубинного смысла.

Если настроиться скептически, то в данном мероприятии можно усмотреть деградацию, смирение, отказ от амбиций и лишнее подтверждение низкого технического уровня Лады. Лично я, однако, в нехарактерной для меня манере склонен считать, что это шаг не назад, а в нужную сторону вбок. Автопром уже достаточно давно и уверенно идет по тропе снижения надежности - тут тебе и цепи ГРМ, которые норовят износиться быстрее ремней, и поршневые кольца, норовящие "залечь" как можно раньше, и управляемый термостат, обеспечивающий повышенные температуры на ХХ, и еще множество подобных конструктивных решений. На фоне этого возможность проебать сроки замены ремня и не расплатиться как минимум переборкой головки блока цилиндров выглядит уже не соломкой, подложенной для самых отъявленных раздолбаев, а глотком свежего воздуха и возможностью отдохнуть от конструкций, не прощающих ошибок.

Возможно, у культурной части аудитории данного блога возникнут вопросы, а может, даже и упреки по поводу термина "проебать". Дескать, есть же более подходящие и цензурные синонимы, которые можно было бы применить в данной ситуации. Отвечаю: цензурные синонимы есть, а подходящих - нет. Забивать на сроки замены ремня ГРМ - это проявление вопиющего технического бескультурия, и, скажем, термин "упустить" в данном случае смотрится явно блекло.

Такими темпами мы сейчас дошагаем до таких новшеств, как заменяемая начинка рулевых наконечников, набивные войлочные сальники и прочие радости архаичной техники. Кто как - а я смотрю на это с радостью и надеждой, потому что обилие узлов, меняемых только в сборе и не предусматривающих замены отдельных элементов, порядком утомило. Даешь ренессанс ремонтопригодности!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments